Постоянные читатели

понедельник, 25 марта 2013 г.


Профессиональные задачи библиотекаря
 на современном этапе
Работа современного библиотекаря настолько многогранна: современные библиотекари оцифровывают книги и создают электронные базы данных, выпускают полиграфическую продукцию и профессионально реставрируют документы, учат пользователей осваивать компьютер и дают профессиональные консультации по различным вопросам, участвуют в республиканских и всероссийских выставках-ярмарках, поддерживают связи с крупнейшими государственными организациями и бизнес - структурами России и мира.
Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда. Профессиональная деятельность библиотекаря - это то, чем он должен овладеть и уметь выполнять как специалист в области библиотечно-библиографической работы. Одно из основных направлений работы библиотекаря - библиотечно - библиографическое обслуживание пользователей, которое подразделяется на индивидуальное и массовое.
Индивидуальное библиотечно - библиографическое обслуживание - процесс, обеспечивающий непосредственное и систематическое общение библиотекаря с одним или одновременно несколькими читателями, учитывающий личностные особенности каждого. Круг задач индивидуального обслуживания довольно широк: помощь в определении тематики чтения, выборе конкретной литературы, воспитание культуры чтения, ознакомление с библиографическими источниками и справочниками. Индивидуальное обслуживание более эффективно реализуется тогда, когда происходит общение библиотекаря не с одним читателем, а несколькими одновременно. В этом случае начинает действовать так называемый синергетический эффект (или эффект «2+2=5»), который обеспечивает выделение дополнительной психической энергии, высвобождающей в ходе и в результате взаимодействия членов группы. Эта энергия образует «коллективный разум», объединяя интересы и возможности читателей, создает дух соревнования, ускоряя усвоение рекомендательных идей библиотекаря.
Массовое библиотечно - библиографическое обслуживание подразумевает общение библиотекаря с большим потоком читателей, у каждого из них свои индивидуально-психологические особенности, свои запросы, потребности, ожидания, определенные представления о деятельности библиотекаря и его поведении в обслуживании.
Наряду с профессиональной деятельностью библиотекарь выполняет специальную деятельность, присущую только библиотекарю как специалисту. Библиотекарь - специалист должен знать содержание художественной, научно-популярной, специальной литературы, методику проведения индивидуальных бесед, формы и методы проведения конференций, выставок, правила учета и обработки книжного фонда. Библиотекарь должен знать правила составления каталогов, специальные библиотечные компьютерные программы, соблюдать кодекс профессиональной этики, который включает следующие положения:
1.     библиотекарь обеспечивает высокое качество и комфортность услуг, их доступность и разнообразие всем желающим через использование возможностей своего учреждения, а также привлечение других библиотечных ресурсов;
2.     рассматривает свободный доступ к информации как неотъемлемое право личности;
3.     противостоит ограничению доступа к библиотечным материалам и не допускает самовольного изъятия и необоснованного отказа на запрашиваемые документы;
4.     не несет ответственности за последствия использования информации или документа, полученного в библиотеке;
5.     строит свои отношения с пользователями на основе уважения к личности и ее информационным потребностям;
6.     охраняет конфиденциальность данных об информационной деятельности пользователя;
7.     признает авторские права на интеллектуальную собственность;
8.     стремиться к профессиональному совершенствованию, повышению уровня профессионального образования и компетентности;
9.     уважает знания коллег и охотно передает свои знания, видя в этом важнейшее условие развития профессии;
10. заботиться о высоком общественном статусе своей профессии, стремиться показать социальную роль библиотеки, укрепить ее репутацию;
11. стремится заслужить свою репутацию профессионализмом и моральными качествами, не прибегает к нечестным приемам соперничества;
12. способствует профессиональному становлению молодых кадров;
13. способствует социализации личности, формированию гражданского сознания;
14. содействует развитию информационной культуры личности;
15. пропагандирует книгу и чтение как источник интеллектуального и духовного развития личности, способствует формированию и развитию культуры чтения.
Библиотекарь - профессионал по обработке информации в библиотечной и информационной науках, который выполняет организацию и управление информационными услугами и материалами для всех, кому требуется эта информация.

1 комментарий:

  1. Елена, укажите в конце сообщения, пожалуйста, источники, которые были использованы Вами - какие книги, или источники из Интернета.
    И уберите, пожалуйста, капчу с комментариев - как это сделать http://samasajt.blogspot.ru/2012/07/blogger_26.html

    ОтветитьУдалить