Постоянные читатели

понедельник, 18 марта 2013 г.

Сравнение библиотечных Веб-ресурсов

Работа в современных условиях компьютеризации  немыслима без использования сети Интернет. В мировых компьютерных сетях Интернет в настоящее время накоплено огромное количество информационных ресурсов, среди которых имеются и библиотечные ресурсы, представленные, как правило в виде электронной продукции: библиографических баз данных и электронных каталогов; полнотекстовых баз данных (преимущественно, периодических изданий), а также - библиотечных услуг. Кроме того, библиографическая и полнотекстовая информация присутствует на серверах многих научных и образовательных учреждений, на WWW-страницах издательских, книготорговых и других  Web-сайтов. Сегодня библиотеки активно стали использовать возможности интернет-сообществ, социальных сетей, блогов для своего позиционирования. Сообщество – это, прежде всего, средство для поддержания отношений и формирования мнения у самой активной, самой влиятельной части целевой аудитории библиотек. Социальная сеть может и должна служить площадкой для обсуждения, продвижения услуг библиотеки.
Попробуем провести небольшой анализ наиболее используемых в России социальных сетей. Среди них – Google+, Facebook, «В контакте», Twitter и др.
Социальная сеть Google+ позволяет выставить необходимые каждому конкретному пользователю настройки приватности, кроме того, делиться контентом в этой социальной сети как никогда удобно и эффективно. Главной «фишкой» сети можно назвать круги контактов. Смысл их работы в том, что теперь пользователь может разделить свой список контактов по кругам общения, и впоследствии настроить для этих кругов различный уровень доступа к той или иной информации. Плюс данной технологии в том, что в Facebook при большом количестве контактов предоставляется слишком много лишней информации, а в Twitter – слишком мало. Google+ можно настроить так, чтобы информации поступало ровно столько, сколько пользователь может позволить себе сам. Ещё одним потенциально мощным инструментом является видеоконференция. С её помощью Google+ может переманить из Facebook пользователей корпоративного сегмента, т.к. этот сервис бесплатен, обладает минимальным количеством настроек и поддерживает одновременное видеообщение до 10 человек. Google+ проигрывает социальной сети «В Контакте» в борьбе за её пользователей. Причина в том, что разделение на предметные аудитории (круги), как правило, не интересуют основную целевую аудиторию «В Контакте». Это связано с тем, что дети школьного возраста и молодёжь, зависимые от мнения окружающих, вряд ли будут беспокоиться о том, что кому-то их мнение не интересно (не нужно) и воспользуются данной функцией. Целевая аудитория «В Контакте» подходит, в основном, для детских и юношеских библиотек.
Площадка Google+ – это серьёзный ресурс для библиотек. Вот моменты, о которых следует задуматься, решая, следует ли использовать Google+ для привлечения пользователей на ваш библиотечный сайт или блог, а в дальнейшем и в библиотеку.
С появлением в Сети Google+ он стал вполне достойным конкурентом Facebook. Сравнивать данные социальные сети сложнее всего. Это связано, в первую очередь, с тем, что основное преимущество Google+ над Facebook – минимализм и удобство в дизайне. Конкретных различий минимум, но отличаются социальные сети в самом подходе к реализации существующего функционала. В Facebook основная страница представляет собой своеобразную карту навигации — нагромождение заголовков и перенаправлений к разделам социальной сети. В Google+ всё сделано принципиально иначе – страница разбита на определённое количество смысловых блоков («Лента», «Фото», «Информация о профиле», «Круги», «Игры»). Блоки же в свою очередь представляют собой своеобразные закладки. Получается, что нужная цель находится на минимальном расстоянии, рабочее пространство лишено ненужных элементов.
Facebook наиболее приспособлен для продвижения библиотеки. Просто потому, что общаться, организовывать и поддерживать профессиональные и личные контакты с помощью Facebook удобнее всего. Facebook устроен очень логично, хотя, на первый взгляд, не всегда удобно.
Кроме того, Facebook хорошо приспособлен для поиска контактов по интересам, удобно управлять «френдлентой» и т.д. Постоянно появляются новые функциональные возможности, и через некоторое время жизненно необходимым становится то, без чего ещё недавно прекрасно можно было обойтись. Таков феномен Facebook – сети, которая растёт и изменяется вместе с нами.
Идея, заложенная в Twitter (twitter.com), актуальна до сих пор и не даёт покоя разработчикам. Суть её заключается в том, что вы помечаете человека, после чего его сообщение отображается в общем потоке сообщений (постов). Результатом является естественный кругооборот мыслей и различной информации между пользователями.
Twitter налагает на пользователя строгое ограничение в 140 символов, что согласитесь, не совсем удобно. Идея проекта интересна, но не делает его самодостаточной. Думаю, ни для кого не секрет, что сегодня лента Twitter превратилась в список ссылок, а также бессмысленных сообщений, типа «болит голова», т.е. он растерял всю свою привлекательность и превратился в сервис кросспостинга и обмена ссылками. В отличие от Twitter, в Google+ благодаря отсутствию ограничений на количество символов поощряется публиковать развёрнутые мнения, а фактически – вести свой собственный блог; во-вторых, возможность вставки фото и видео непосредственно в само сообщение лишает необходимости перенаправлять куда-либо ваших пользователей; и в-третьих, поток публичных сообщений (стрим) занимает практически всю рабочую область страницы вашей библиотеки, у неё быстрее отклик, она визуально крупнее и предлагает больше функциональных возможностей.

2 комментария:

  1. Елена,в том случае,если используется материал из других источников, это совсем не криминал, но обязательно необходимо указывать источник материала (ссылку,название ресурса, по возможности, автора)

    ОтветитьУдалить